====== Аман-хуур монголов и сойтонов ====== **Национальное название**: аман-хуур, хэл-хур **Тип**: h **Регион**: Монголия **Материал**: металл, латунь **Пол исполнителя**: b ===== Основная информация ===== Аман-хуур и в наши дни является очень популярным музыкальным инструментом. Есть множество мастеров, кто изготавливают разные виды инструмента, в том числе с плоской рамой. В первую очередь изготавливаются варганы из латуни. Традиционно на варгане могли играть как мужчины, так и женщины. К сожалению, при широком распространении варгана в целом, игра на нём не очень распространена. ==== Степень изученности ==== К сожалению, на данный момент работы по исследованию монгольского варгана неизвестны. Мы будем благодарны за любую помощь в расширении информации о данной культуре. ==== Бытование в культуре ==== В монгольской традиции известно как бытовое исполнение - сольная игра мелодий, так и сакральное - в шаманизме. В бытовой сфере исполнялись мелодии песен либо наигрыши, известные на других музыкальных инструментах. В шаманизме считалось, что шаман игрой на хуре притягивает духов, а также души давно умерших шаманов. ((см. Фольклорные тексты.)) ==== Стилистика исполнения, названия жанров ==== "У монголов есть особенная народная игра под названием ташил (щелканье)". ((см. Фольклорные тексты.)) ==== Музыкальные примеры ==== Мужское исполнение традиционной монгольской песни {{youtube>GbgArdSEGZs?medium}} Женское исполнение традиционной песни "Шаг верблюда" {{vimeo>160702555?medium}} ===== Фольклорные материалы ===== Применение варгана в монгольском шаманизме. - Знаете какие-нибудь другие легенды, связанные с музыкой? \\ - Играя на хэл-хуре, шаманы призывают онгонов, которых используют как средство передвижения. Видно, такие хуры связаны с душой (сүнс). Итальянцы не любят звуки тумур-хура. Когда я спросил итальянца о причине такой нелюбви, он ответил: "Когда человек умрирает, его тело кладут в церковь. Туда приходит лама. Он играет на хэл-хуре и провожает его душу на небо". Есть такой обычай. Так он мне объяснил. В шаманизме шаман оставляет свою душу, встречается с душами онгонов, живших много сотен лет назад, притягивает этим хуром их души. Так говорят. Хэл-хур - это музыкальный инструмент. Есть хуры, сделанные из латуни. У монголов есть особенная народная игра под названием ташил (щелканье). ((Экспедиционная запись, см. Источники.)) Шаманское камлание, призывание духов с помощью аман-хуура {{youtube>K_eQMUQS1lc?medium}} \\ Описание шаманского камлания (см. с 1:50).\\ Шаман Бямбадорж говорит: "Существует много видов разных шаманских молебнов. Шаманы [во время молебнов] используют разные инструменты (музыкальные хуур). (Там где он показывает связку, говорит): внутри (связки) два есть разных вот. Первый – когда камлают, аялгууны хуур (инструмент напевания) есть. Второй – тамлага дуудлага хийдэг хуур (варган, который используют во время напева камлания) есть. Тамлага дуудлага хийдэг хуур играют на нем, прислонив к губам, ко рту (назад к лицу оттягивают). Это все связано с хөөмий (горловым пением). Нужно обратить внимание на ту часть обряда, когда призывают [духов] с родины. Это связано с небом, природой. Для того, чтобы дух (онгот) зашел из внешнего мира во внутренний мир, нужно призывание делать (чтобы звук выходил; чимээ гаргадаг – звук выходит). Это учение связано с хөөмий. Во время призывания шаман закрывает глаза, потому что отрывается от мира, в другое место уходит. <...> Перенаправляя наверх шаманские дела (в зависимости от того, по какому вопросу обряд делается), нужно обязательно глаза закрывать". ((Перевод А. Карпуниной, монголовед)) {{youtube>FNMkXbXMZAE?medium}} ===== Источники ===== Экспедиционная запись: 25.08.2007 г., Хубсугульский аймак, Мурэн Хурэл-Очир, мужчина. 60 лет (на тот момент), играет на разных мухыкальных инструментах. Материалы монгольских фольклорных экспедиций (Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета / Институт языка и литературы Монгольской академии наук) 2007 г. (Хубсугульский и Булганский аймаки), Участники: А.С. Архипова, Б. Дайриймаа, И.Л. Дашицыренова, Д. Дорж,А.В. Козьмин, С.Ю. Неклюдов, В.В. Олзоева, И. Санжааханд, А.А. Соловьева, Е.Б. Чекменева, Р. Чултэмсурэн. Экспедиции проводились в рамках совместных проектов РГНФ — МинОКН Монголии (гранты 06-01-91916 e/G, 08-01-92070 e/G, 08-01-92070 e/G).