Варган в традиционных этнических культурах мира

Это старая версия документа!


Комус алтайцев

Национальное название: комус, темир-комус, кой-комыс, ат-комыс, топшур-комыс, кобус

Регион: Республика Алтай (алтай-кижи, кумандинцы, теленгиты); Россия

Материал: металл

Тип: h

Пол исполнителя: b

Основная информация

Варганы и футляр для варгана из коллекции Алтайского национального музея им. Анохина, г. Горно-Алтайск. Название инструмента, как и другие тюрксие варианты этого слова, такие как хомус, кубыз, комуз и проч., произошли от древнетюркского «кобуз» со значением «музыкальный инструмент» 1).

Ю. Шейкин во время экспедиций 1984-1985 гг. фиксировал два вида комусов на Алтае: кой-комус («овца-варган») и ат-комус («конь-варган»). Ат-комус маленький (50-70 мм) и плоский, без кольца, с плоскими деками. По сути, он представлял из себя переходный вариант между идиоглотической и гетероглотической формой: ещё не имел дуги, но язычок уже был отдельной деталью инструмента. «Изготавливали их из столовой дюралевой вилки, у которой зубцы переделывали в корпус инструмента» 2). Другие варганы (ат-комус) делали из четырёхгранной дуги. Они были больше (от 75 мм), имели кольцо. Кой-комус по-другому способу игры определялся как тьяк-комус (челюстной варган). На нём играли, зажимая в зубах, без участия рук (см. Специфические приёмы). «Такой способ игры встречается очень редко, и его практикуют горно-алтайские женщины, сохранившие традиционные формы этнического поведения» 3). Он мог использоваться во время домашней работы (у очага, вделывание кожи и дойки коровы), когда реки у женщин были заняты 4). В свою очередь ат-комус назывался также топшур5)-комус и применялся для традиционного способа игры на варгане. «Характерно, что применение варганов с дугой, как и эпическое пение каем6) в сопровождении щипковой лютни, является приоритетной чертой мужского музицирования у всех алтайцев» 7).

В наши дни способ игры на варгане без рук на Алтае вышел из обихода, и играют на этом инструменте мужчины.

Любопытно, что именно с Алтая началось возвращение варгана в широкую музыкальную среду в России вообще. В 1987 году в г. Горно-Алтайск мастера Сергей Дейна и Владимир Поткин открыли первое массовое производство варганов в СССР 8). Собственно, именно эти инструменты (производства братьев Поткиных, вывели варган из забвения в нашей стране). В наши дни латунный алтайский комус является одним из самых узнаваемых, «типичных» варганов вллюще.

Степень изученности

Отдельной работы, посвящённой алтайскому комусу, нет. Некоторые материалы встречаются в книге Ю. Шейкина (см. Источники).

Бытование в культуре

Существует представление, что игра на варгане могла применяться для успокоения скота или передачи информации проговариванием слов во время исполнения (см. Фольклорные мотивы).

Специфические приёмы

Фотография из собрания Кунсткамеры (Санкт-Петербург): женщина, играющая на комузе, Шебалино, 1927 г.На Алтае зафиксирована уникальная игра на варгане без использования второй руки, дёрганьем язычка инструмента языком исполнителя. Характерно, что играли так только женщины и применяли для этого варганы переходного типа (см. Основную информацию).

Вот как об этом пишет известный алтайский музыковед А. В. Анохин:

В селе Чибит Улаганского района проживала Н.Т. Согонокова - знаток теленгитской культуры. Она, пожалуй, единственная на Алтае играла на полостном комусе, т.е. не кистью рук, а языком. Нина Трофимовна говорила с присущей ей теплотой : «Вот когда я беру свой полостной комус и играю во время дойки моей буренки, она, шельма, расслабится, уши развесит и даст мне целое ведро молока. Но когда я не играю ей свою музыку, то, не поверите, она дает лишь полведра того же молока» 9).

Также в качестве специфических приёмов В. Кончев упоминает «гортанные звуки, элементы горлового пения и речитативы» 10).

Музыкальные примеры

АлтайКай. Наигрыш на алтайском комусе. Исп. Эркемен Эпишкин. Альбом «Там, где рождается Алтай», 2002 г.

Фольклорные мотивы

Фотография из собрания Кунсткамеры (Санкт-Петербург): женщина, играющая на комузе, Шебалино, 1927 г.Игра на варгане фигурирует в нескольких типах фольклорных мотивов, которые реализуются либо в виде легенд, либо в виде фольклорных представлений.

Тип 1 - игра на комусе как тайный язык, который способен понять только тот, кто знает. К примеру, перед исполнением музыкальной сценки с проговариванием фраз через игру на комусе, музыканты на концерте могут рассказать легенду о том, что раньше жена, узнав о готовящемся нападении или злых мыслях гостей, могла рассказать об этом мужу с помощью варгана прямо в присутствии этих же гостей в аиле, и они не догадывались, что она не просто играет, но передаёт информацию. (Стиль игры с проговариванием слов является очень популярным сценическим стилем алтайской игры на комусе.)

Типа 2 - представление о том, что игра на комусе успокаивает животных. Это фиксировал Анохин в приведённой выше цитате. И мне на Алтае мне не раз приходилось слышать о том, что варган применяется для успокоения животных. В частности у теленгитов и проживающих в Кош-Агачском районе казахов распространено представление, что если молодая верблюдица отказывается от новорожденного верблюжонка, необходимо начать играть на варгане, отчего «у неё на глазах появляются слёзы, и она тут же приходит», т.е. возвращается к детёнышу и кормит его 11). Это напрямую соотносится с зафиксированным у теленгитов скотоводческим обрядом, при котором животным в аналогичной ситуации поётся определённый музыкальный мотив, причём высота тона исполнения и пропеваемые слоги соотносятся с видом животного 12). Однако по моим наблюдениям и по данным других исследователей с варганом данный обряд сейчас не исполняется.

Тип 3 - распространённый мотив охотничьих легенд о том, что игра на комусе (как и других музыкальных инструментах) привлекает дичь, причём происходит такая охотничья удача, благодаря благоволению духов, хозяина гор, который любит слушать музыку: Фотография из собрания Кунсткамеры (Санкт-Петербург): мальчики, играющие на комузе, Шебалино, 1929 г.

Два товарища вместе в тайгу промышлять пошли. Один из них ясновидец («коспакчи») был, другой («комысчи»)-играть на «комысе» умел. Вечером, усевшись в охотничьем стане, они меж собой разговаривали. Потом музыкант («комысчыл») играл, а ясновидец («коспакчыл») смотрел. Когда музыкант играл, хозяин горы, придя, стал слушать. Потом сказал музыканту: „Одной пулей пять белок, пронизывая-нанизывая, стреляй!«

Утром они вышли промышлять. Когда музыкант одну пулю выпустил («nip ок-ла атканда»), пять белок сразу-нанизывая-застрелил. К охотничьему шалашу вернулся. У ясновидца почти совсем белок не было, у музыканта много было. Ясновидец огорчился. Музыкант сказал: „Я тебе половину (моей добычи) отдам. Люди, вместе на промысел ходящие, добытого зверя поровну делить должны!» Ясновидец, туда глядя, плакал, сюда смотря, смеялся.

Домой вернулись, жить стали. Сколько-то жили. Много, через голову переваливая («пыжынан ажыра»), зверя добывали. Полные сумы денег наживали. Они там живут, я назад вернулся 13).

Дополнительные материалы

Сборник композиций для игры на алтайскому комусе, а также некоторые характерные приёмы представлены в книге В. Кончева «Школа игры на алтайском комусе».

Источники

  • Анохин 2008 - Анохин А.В. «Легенды и мифы седого Алтая». Горно-Алтайск, 2008 г.
  • Дыренкова 1949 – Дыренкова Н.П. Охотничьи легенды кумандинцев / Сборник музея антропологии и этнографии. XI. М.-Л., 1949. № 5, с.118
  • Есипова 2013 – Есипова М.В. История и география распространения древнетюркского термина «кобуз» («музыкальный инструмент»). / Научный Татарстан, №3, 2013. С. 26-35.
  • Кончев 2004 - Кончев В. Школа игры на алтайской комусе. Горно-Алтайск, 2004.
  • Кондратьева б.д. - Кондратьева Н.М. Скотоводческие заговоры теленгитов.
  • Шейкин 2002 – Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири. М.: Восточная литература РАН, 2002.

Полевые материалы автора:

  • Инф.2 – М.К., мужчина, 1973 г.р., место рождения: с. Джазатор Республика Горный Алтай, место записи: плато Укок Республика Горный Алтай.
1)
Есипова 2013: 26
2) , 3) , 7)
Шейкин 2002: 129
4)
Кончев 2004:13
5)
род струнного музыкального инструмента на Алтае, схожий с домрой
6)
род горлового пения на Алтае
8)
Кончев 2004: 8
9)
Анохин 2008
10)
Кончев 2004: 13
11)
Инф., ПМ ИБ
12)
Кондратьева б.д
13)
Дыренкова 1949
Печать/экспорт
QR Code
QR Code Комус алтайцев (generated for current page)