Варган в традиционных этнических культурах мира

Различия

Показаны различия между двумя версиями страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слеваПредыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
traditions:bashkir [2019/11/20 13:31] – [Источники] irinatraditions:bashkir [2019/11/26 13:09] (текущий) irina
Строка 1: Строка 1:
-====== Башкирский кубыз ======+====== Кубыз башкиров ======
  
 <WRAP center round info 60%> <WRAP group> <WRAP half column> <WRAP center round info 60%> <WRAP group> <WRAP half column>
Строка 27: Строка 27:
 ==== Степень изученности ==== ==== Степень изученности ====
  
-Единственным на данный момент исследованием по башкирскому кубызу является монография Рахимова "Башкирский кубыз" (см. [[#источники|Источники]]), в которой представлена история инструмента и этнографический материал, собранный автором в 80-е гг. Нкоторое дополнение в вопросе вносит книга Р. Загретдинова.+Единственным на данный момент исследованием по башкирскому кубызу является монография Рахимова "Башкирский кубыз" (см. [[#источники|Источники]]), в которой представлена история инструмента и этнографический материал, собранный автором в 80-е гг. Нкоторое дополнение в вопросе вносят работы Р. Загретдинова.
  
 ==== Бытование в культуре ==== ==== Бытование в культуре ====
Строка 36: Строка 36:
  
 ==== Специфические приёмы ==== ==== Специфические приёмы ====
-Много для разработки стилистики башкирского кубыза сделал Р. Загретдинов, который активно пользовался навыками, почерпнутыми им из знакомтсва с варганными традициями других культур. Но некоторые элементы стали ассоциироваться искулючительно с башкирской традицией. Так, например, игра несколькими пальцами последовательно, когда кисть держится продольно к инструменту. Приём хорошо подходит для быстрой игры, трехбитной ритмики, а также для изображения конского галопа. +Много для разработки стилистики башкирского кубыза сделал Р. Загретдинов, который активно пользовался навыками, почерпнутыми им из знакомства с варганными традициями других культур. Но некоторые элементы стали ассоциироваться исключительно с башкирской традицией. Так, например, игра несколькими пальцами последовательно, когда кисть держится продольно к инструменту. Приём хорошо подходит для быстрой игры, трехбитной ритмики, а также для изображения конского галопа.  
 + 
 +Сам Р. Загретдинов выделял следующие приёмы игры на кубызе: 
 +  - Однопальцевая игра - движение указательного пальца "к себе" (основной приём народных кубызистов); 
 +  - Многопальцевая игра - попеременное движение всех пальцев, кроме большого по принципу "к себе"; 
 +  - Вибрационная игра - быстрая игра указательным пальцем попеременно "к себе" и "от себя". ((Загретдинов 1991: 69-70))
  
 ==== Музыкальные примеры ==== ==== Музыкальные примеры ====
Строка 49: Строка 54:
   - track19 Давлетбаев. 7 девушек   - track19 Давлетбаев. 7 девушек
   - track20 Давлетбаев. Апипа   - track20 Давлетбаев. Апипа
-Топни(спляши), дочка Апипы,\\+Топни (спляши), дочка Апипы,\\
 Ты не топнешь, топну я,\\ Ты не топнешь, топну я,\\
 То место где ты топнула,\\ То место где ты топнула,\\
 Я найду и тоже топну. Я найду и тоже топну.
  
-===== Легенды =====+===== Археология/история ===== 
 +Из фольклорных и этнографических источников известно, что в древности у башкир имелись простейшие деревянные и костяные кубызы, которые сохранились до наших дней и на них играют до сих пор. Наряду с ними, с осовением башкирами металла, в быту появились более прочные и звучные медные и железные кубызы. Один из ранних металлических кубызов найден на территории Башкирии археологом профессором Н.А. Мажитовым при раскопаках Идельбаевского кургана в Салаватском районе, который относится к VIII-IX векам н.э. <...> По конструкции он представляет собой тонкую металлическую пластинку с вырезанным внутри язычком. Его устройство напоминает конструкцию старинных деревянных кубызов. ((Загретдинов 1991: 67)) 
 + 
 +===== Фольклорные мотивы ===== 
 +Фольклорные материалы говорят о бытовании варгана в качестве инструмента ухаживаний и игр молодёжи.  
 <WRAP center round tip 60%> <WRAP center round tip 60%>
 {{ :traditions:башкир.jpg?300|Тансулпан Буракаева, кинорежиссер, сценарист. Фото Гульназ Галимуллиной-Макеевой.}} Прежде девушки и женщины имели обычай закрывать свое лицо. {{ :traditions:башкир.jpg?300|Тансулпан Буракаева, кинорежиссер, сценарист. Фото Гульназ Галимуллиной-Макеевой.}} Прежде девушки и женщины имели обычай закрывать свое лицо.
Строка 73: Строка 83:
 ===== Источники ===== ===== Источники =====
   * //Башкирские предания и легенды 1985// - Башкирские предания и легенды. Уфа: Башкнигоиздат, 1985.   * //Башкирские предания и легенды 1985// - Башкирские предания и легенды. Уфа: Башкнигоиздат, 1985.
 +  * //Загретдинов 1991// - Загретдинов Р. История башкирского кубыза. /Варган (хомус) и его музыка. Материалы I Всесоюзной конференции, 1988 г. Якутск, 1991.
   * //Рахимов 2004// - [[https://www.ta-musica.ru/broshura_rahimov|Рахимов Р. Башкирский кубыз. М., 2004.]]   * //Рахимов 2004// - [[https://www.ta-musica.ru/broshura_rahimov|Рахимов Р. Башкирский кубыз. М., 2004.]]
-  * Рахимов Р.Г. Кубыз // [[https://bashkirica.com/upload/iblock/ceb/ceb288e2df92189e7a6fff428f5d844f.pdf|Башкирская народная инструментальная культура. Этноорганологическое исследование]]. Уфа: БГПУ, 2010. С. 73—87. +  * Рахимов Р.Г. Кубыз / [[https://bashkirica.com/upload/iblock/ceb/ceb288e2df92189e7a6fff428f5d844f.pdf|Башкирская народная инструментальная культура. Этноорганологическое исследование]]. Уфа: БГПУ, 2010. С. 73—87. 
Печать/экспорт
QR Code
QR Code Кубыз башкиров (generated for current page)