Варган в традиционных этнических культурах мира

Хомус тувинцев

Национальное название: хомус, демир-хомус, кулузун-хомус, ыяш-хомус, чарты-хомус.

Тип: b

Регион: Тува; Россия

Материал: металл, дерево, кость

Пол исполнителя: b

Основная информация

У тувинцев хомус – один из основных музыкальных инструментов, он известен во многих видах, разработаны разнообразные стили игры на нём, и его использование не ограничивается какой-либо одной сферой 1). Название инструмента, как и другие тюркские варианты этого слова, такие как комус, кубыз, комуз и проч., произошли от древнетюркского «кобуз» со значением «музыкальный инструмент» 2).

Ыяш-хомус и чарты-хомус тувинцев.Самая архаичная форма - предварган ыяш-хомус («деревянный варган») представляет собой веточку таволги или тальника, которую отламывали и играли, как на хомусе. Он не считался музыкальным инструментом, но детской игрушкой, и мог применяться в случае, когда исполнитель получал запрет играть на настоящем музыкальном инструменте 3).

Также известно, что тувинские охотники играли на луке, что было своеобразным вариантом игры на хомусе:

Один конец лука упирали в землю, другой в плечо, а к тетиве прикладывали открытый рот. Слегка надавливая или отпуская, расслабляя или усиливая натяение тетивы кириш, щипком пальца извлекали звуки разной высоты 4).

Идиоглотический варган в Туве изготавливают из бамбука - кулузун-хомус. Игра на нём более распространена среди женщин.

Промежуточной формой между идио- и гетероглотическим варганом является известный у тувинцев-тоджинцев чарты хоус («щепка варган») - деревянная щепка с удлинёнными деками и вырезанным язычком. Такой инструмент, по мнению Ю. Шейкина, учил правильно держать инструмент у рта: деки являются опорной частью, которая резонирует 5).

Демир-хомус - металлический варган очень распространён в Туве. В наши дни в республике работают несколько мастеров. Иногда тувинские хомусы делают без кольца, пластинчатой формы, с очень большим коленом язычка. Обычно металлические тувинские хомусы обладают негромким звуком, но яркими обертонами, позволяющими исполнителям играть традиционные мелодии.

Степень изученности

Очень много для изучения тувинского хомуса сделала известная исследовательница тувинской культуры В. Сузукей. Также важно отметить работы японского варганиста и исследователя Л. Тадагавы.

Бытование в культуре

Варган бытует в тувинской культуре в разных сферах. Есть сведения, что он применялся молодёжью для «секретных разговоров» - передачи некоторой информации проговариванием через инструмент во время исполнения, к примеру, сплетен о присутствующей девушке. Это сближает его с алтайской культурой.

На хомусе исполняются также традиционные песенные мелодии, он используется для сольного музицирования как мужчинами, так и женщинами.

Шаман Чоргадай Манажапович БараанМеталлический варган у тувинцев применяется также в шаманских ритуалах. От тувинцев-тоджинцев записаны наиболее полные сведения об использовании варгана в шаманских практиках. Например, от шамана Чоргадая Манажаповича Бараана был записан рассказ о камлании с варганом. Он различал время камлания с бубном и с варганом: с бубном только с 6 часов вечера до 6 часов утра, потому что ночью «лучше видно», в то время как с хомусом можно камлать в любое время. Именно с исполнения на варгане начинался сеанс камлания, потому что, по словам шамана, звук демир-хомуса, как и звук медных колокольчиков, привязанных к посоху, «нравился духам», и они слетались, заслышав его [Инф. Н1].

Описание камлания с варганом со слов шамана встречается также в книге «Мир кочевников центра Азии» С. Вайнштейна, который описывает свою встречу в 1983 г. с шаманкой Дежит Тожу, также тувинкой-тоджинкой:

Когда я начинаю камлать, то сижу и, закрыв глаза, играю на хомусе, слушаю, как он поёт. Потом начинаю под варган петь сама, тихонько звать ко мне своих эреней. Сначала в глазах совсем темно, а потом появляются перед глазами белые точки, начинают мелькать, как крупный град. Вижу – это эрени, узнаю каждого, и больше града нет. Потом встаю, хожу, бегаю, выгоняю злых духов, но не помню, что говорю, о чём прошу, всё, как сон, забываю. Всё время, что камлаю, играю на хомусе, пою и разговариваю, даже когда хожу, совсем не открываю глаза, так люди говорят 6).

Это описание сеанса со стороны, известное шаманке со слов очевидцев. Собственное психическое состояние она описывает дальше в тех видениях, которые ей приходят во время камлания.

Мой хомус – это мой марал, на котором я лечу по Среднему миру. Лечу, как птица с маралом. Он летит, поджав ноги, рогатый, а я лечу рядом, держусь за него, но не на седле, как люди на коне ездят. Называю своего марала малым конём Чагаа дайым. Но с моим маралом-конём я не могу летать в Верхний мир, как другие шаманы на бубне-коне, а только поблизости, среди гор Среднего мира» 7).

Далее, как и Ч. М. Бараан, она упоминает посох с колокольцами, который был у неё раньше и с помощью которого она камлала, но потом остался только хомус. Очевидно, что звук хомуса и звук колокольчиков играют в камлании одинаковую функцию привлечения духов.

Описание видений во время камлания с варганом не отличается от нарративов, которые транслируются шаманами во время камлания с другими атрибутами и известные по этнографической литературе. Возможно, Дежит Тожу также сопровождала сеансы проговариванием своих видений через варган, как это делали другие шаманы, камлающие с бубном и озвучивающие свои сакральные путешествия.

Из этих двух примеров видно, что варган в представлениях шаманов-тоджинцев заменяет бубен, но при этом если бубен позволяет путешествовать по верхнему миру, то варган даёт возможность посещать только средний. Сам он представляется в виде марала, что противопоставляет его бубну-коню. Кроме того, в обоих описаниях заметна сильная коммуникативная составляющая: варган используется для установления контакта с духами в начале камлания.

Эпизод с Дежит Тожу представлен в фильме «Сшитые стрелы» (реж. Круглов, 1999 г.), но, к сожалению, аудио записи её игры на варгане в фильме нет.

Стилистика исполнения, названия жанров

Валентина Сузукей подразделяет стили хомусной музыки следующим образом:

  1. Ономатопея, подражание звукам природы. В Туве данный стиль не так развит, как в Якутии, считается детской и юношеской забавой.
  2. Ырладып ойнаары («поющая игра») - исполнение мелодий песен.
  3. Чугааладып ойнаары («говорящая игра») - проговаривание слов хорошо известных песен, которые могут узнать слушатели. «Двигая артикуляционным аппаратом точно как при пении текстов но беззвучно можно воспроизвести текстовые звуки похожие на звуки при использовании искусственных головоых связок» 8).
  4. Узун-хоюг («протяжно нежный») - импровизация с меланхолической мелодией, которая состоит из долгих и мягких тонов. Известен также на других тувинский музыкальных инструментах и в горловом пении хоомей.
  5. Хову аялгазы («степные мелодии») - тоже импровизационный стиль.
  6. Игра на хомусе одновременно с исполнением горлового пения.

Специфические приёмы

В качестве специфических приёмов можно выделить уже названное выше подражание звукам природы и одновременную игру с горловым пением, а также изображение конского топота на варгане.

Музыкальные примеры

Татьяна Соржу

Татьяна Далайовна Соржу. Мелодии, которые играла моя мама. С одноимённого альбома 9).

Татьяна Соржу родилась в 1949 г., эту мелодию переняла у своей мамы, которая хорошо играла на хомусе. Начала играть на хомусе в возрасте 13 лет. После окончания школы поступила в Музыкальное училище. Участница ансамблей «Чечек» и «Саянаар». Как одна из ведущих исполнительниц на хомусе участвовала в 4-м Международном варганном конгрессе в 2002 г. в Рауланде, Норвегия.

Фольклорные материалы

Герой знаменитого эпоса и народных тувинских сказок Оскус-Уул известен тем, что играл на хомусе столь красиво, что затихали звери, люди плакали и смеялись. 10)

Хомус часто встречается в тувинском фольклоре, песнях и загадках. Например: из трёх братьев средний красноречивый 11).

Дополнительные материалы

Уникальная этнографическая коллекция тувинской варганной музыки представлена на диске «Мелодии, которая играла моя мама» (Сузукей, Тадагава 2013). В буклете также представлено краткое описание данной культуры и множество фотографий инструментов и музыкантов.

Про тувинский шаманизм рассказывает фильм «Сшитые стрелы» (реж. Круглов, 1999 г.).

Источники

  • Вайнштейн 1991 – Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии. М.: Наука, 1991.
  • Есипова 2013 – Есипова М.В. История и география распространения древнетюркского термина «кобуз» («музыкальный инструмент»). / Научный Татарстан, №3, 2013. С. 26-35.
  • Песни тайги 2017 - Оскюс-Оол, который пел песни тайги / Песни тайги. Тувинские народные сказки. М., «Фонд Марджани», 2017. с. 89-96.
  • Сузукей, Тадагава 2013 – Сузукей В., Тадагава Л. Мелодии, которые играла моя мама: старая и современная хомусная (варганная) музыка Тывы, Центр Азии. Saitama: Opal Shuluu, 2013. С. 34-42.
  • Шейкин 2002 – Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири. М.: Восточная литература РАН, 2002.

Полевые материалы:

1) , 8) , 11)
Сузукей, Тадагава 2013: 34
2)
Есипова 2013: 26
3)
Шейкин 2002: 119
4)
Сузукей 1989: 76-77; цит. по Шейкин 2002: 123
5)
Шейкин 2002: 124
6) , 7)
Вайнштейн 1991: 255
9)
Сузукей, Тадагава 2013
10)
Песни тайги 2017: 95
Печать/экспорт
QR Code
QR Code Хомус тувинцев (generated for current page)