Варган в традиционных этнических культурах мира

Различия

Показаны различия между двумя версиями страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слеваПредыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
Следующая версияСледующая версия справа и слева
traditions:khants [2019/11/10 13:49] – [Основная информация] irinatraditions:khants [2019/11/16 16:36] – [Степень изученности] irina
Строка 20: Строка 20:
  
 ===== Основная информация ===== ===== Основная информация =====
-{{ :traditions:тумран.jpg?200|Тумран. Картинка из Алексеенко 1988}} Варган представлял собой пластину длиной 10-15 см, в которой вырезался язычок, к основанию привязывалась жильная нить, за которую язычок приводился в движение. О происхождении названия есть два мнения: звукоподражательное ("царапаться", "скрестись", см. Алексеенко 1988: 13) и от тюркского домра (см. Щейкин 2002: 125). Также известно хантыйское название конколь-лонколь (звукоподражательное, "дребезжать").+{{ :traditions:тумран.jpg?200|Тумран. Фото из Алексеенко 1988}} Варган представлял собой пластину длиной 10-15 см, в которой вырезался язычок, к основанию привязывалась жильная нить, за которую язычок приводился в движение. О происхождении названия есть два мнения: звукоподражательное "царапаться", "скрестись" ((Алексеенко 1988: 13)) либо от тюркского домра ((Щейкин 2002: 125)). Также известно хантыйское название конколь-лонколь (звукоподражательное, "дребезжать").
  
 Несмотря на то, что на варгане играли преимущественно женщины, изготавливали их мужчины.   Несмотря на то, что на варгане играли преимущественно женщины, изготавливали их мужчины.  
Строка 28: Строка 28:
 ==== Степень изученности ==== ==== Степень изученности ====
  
 +Первым варган у хантов описал финский этнограф У. Сирелиус, побывавший у них в начале XX в. Он упоминает его под названием tomraa.
 Бытование инструмента в культуре хантов и манси специально не изучалось. Мы будем благодарны за любую предоставленную информацию. Бытование инструмента в культуре хантов и манси специально не изучалось. Мы будем благодарны за любую предоставленную информацию.
  
Строка 34: Строка 35:
  
 ==== Специфические приёмы ==== ==== Специфические приёмы ====
-Некоторые исследователи (напр., Чернецов 1987: 35) слышат в исполнении на тумране артикуляцию слогов и текста песен, в которой "лежит явно заклинательная ритмоформула, основанная на дактильном слого-ритмическом движении" (Шейкин, 2002: 127).  +Некоторые исследователи ((напр., Чернецов 1987: 35)) слышат в исполнении на тумране артикуляцию слогов и текста песен, в которой "лежит явно заклинательная ритмоформула, основанная на дактильном слого-ритмическом движении" ((Шейкин, 2002: 127)).  
  
 ==== Музыкальные примеры ==== ==== Музыкальные примеры ====
Печать/экспорт
QR Code
QR Code Тумран хантов и манси (generated for current page)