Варган в традиционных этнических культурах мира

Пымель (пымыль) кетов и югов

Национальное называние: пымель (пымыль)

Тип: i

Материал: берёза, мамонтовая или медвежья кость

Регион: Север Сибири, верховья Енисея; Россия

Основная информация

Пымель. Картинка из Алексеенко 1988Варган имел широкое распространение у кетов в XX в. Представляет из себя вырезанную из кости или дерева пластину, в которой прорезался язычок, приводившийся в движение дёрганьем за нить. Существвует версия, что кеты заимствовали варган у селькупов, которая поддерживает реконструкцией названия «пымыль» от селькупского слова, означающего «варган», «бубен», «музыкальный инструмент». В мифологических сюжетах на варгане играет кетский герой Кайгусь для того, чтобы звуком привлекать животных во время охоты (см. Легенды).

Степень изученности

Бытование инструмента в культуре кетов и югов специально не изучалось. Данные, известные по этнографии, относятся к 80-м гг. XX в. (см. Источники). Остальные работы по сути пересказывают или цитируют эти статьи. Мы будем благодарны за любую помощь в расширении информации о данной культуре.

Бытование в культуре

Был широко распространён в бытовом музицировании. К сожалению, сведений о том, что именно, как, кем и при каких обстоятельствах исполнялось на этом инструменте, нет. В 80-е гг. варган входил в состав музыкальных ансамблей народов Западной Сибири, где на нём играли преимущественно кеты и селькупы.

В полевых работах исследователей 60-80-х гг. XX в. фиксируются представления о сакральной роли варгана и его связи с шаманизмом. Полевых фиксаций обрядов нет.

Специфические приёмы

Подражание звукам природы, крикам птиц и животных.

Легенды

Кайгусь верховья реки 1)

Кайгусь2) верховья реки жил, с семью семьями жил он в семи чумах.

Он с женой у опушки леса на берегу жил. У него был черемуховый посох. У опушки леса он с женой чум поставил, там у берега он и жил. Он, по правде сказать, все лежал и спал. Колотушкой его будили. Когда им надо было его разбудить, кто-нибудь колотушкой его по уху ударит, и он просыпается, спрашивает:

— Что вам надо?

А они отвечают:

— Еда кончилась, мы есть хотим!

Он поднимется, спустится с опушки леса к воде и начинает играть на дудке3) на бок они валятся.

Потом он посмотрел вокруг и в себя пришел. Оказывается, он гнилые пеньки разбивал — на бок они упали, а крепкие пни остались, крепкие пни стоят4).

Тогда его люди на край леса спустились, все деревья на лиственничном мысу срубили, пять человек вниз сходили, лиственничные угли зажгли, чтобы ковать. Некоторые глину таскали, чтобы плавильную печь сделать. Сделали печь, ковать стали, железо ковать стали, панцири сделали, на долю пятерых человек сделали. Кайгусь для себя самого панцирь сделал, потом для своей жены панцирь сделал. Они надели панцири, его жена надела, он сам надел. Когда эти пять человек надели свои панцири — все как один человек стали.

— Теперь, — сказал он, — мы будем шаманить!

Они шаманили, шаманили. Его жена вдруг говорит:

— Пусть мои руки размахнутся и опустятся! Вы тоже размахните!

Опять шаманили, шаманили — они руки размахнули и в камни превратились5).

Источники

  • Алексеенко 1984 - Алексеенко Е. А. Этнокультурные аспекты изучения шаманства у кетов. / Этнокультурные контакты народов Сибири. Л., 1984 г. С. 70-71
  • Алексеенко 1988 - Алексеенко Е. А. Музыкальные инструменты народов севера Западной Сибири. / Сборник МАЭ, т. 42. Материальная и духовная культура народов Западной Сибири. М., 1988
  • Алексеенко 2001 - Мифы, предания, сказки кетов. Сост. Е. А. Алексеенко. 95, с. 169-171. М., 2001.
1)
Текст представляет собой пример мифологической идеализации героя-предка, выступающего как кормилец, обеспечивающий своих людей пищей, как воин-защитник и как человек, обладающий шаманским даром и магическими способностями. Наличие у героя черемухового посоха (кет. бальн — «черемуха») и железных доспехов, а также вторая часть повествования, включающая мотив борьбы с юраками, связывают этот текст с циклом преданий о Бальне, хотя само его имя не названо. Исторически и по данным фольклора известно, что у кетов глава (старшина, вождь) стойбища, объединявшего родственные семьи, совмещал хозяйственные, военные и идеологические функции.
2)
Кайгусем здесь именуется глава стойбища из семи семей (семь чумов), который своей игрой на варгане магически привлекал рыб, птиц, зверей, легко добывал их (с помощью черемухового посоха) и обеспечивал своих людей пищей.
3)
В оригинале пымыль — варган.). Как только он заиграет на дудке, рыба начинает подходить к берегу. И щуки, и язи, и окуни, и нельмы, и чиры к берегу идут. Кайгусь как заиграет на дудке, нельмы, муксуны к нему идут, к берегу подходят, слушают, а он их быстро начинает бить черемуховой палкой. Потом он несет их семи семьям, поодаль от берега живущим людям из семи чумов, для которых он рыбачил. Потом он возвращается на опушку леса и опять спать ложится. Они эту рыбу съедят, а когда голодными станут, есть захотят, говорят: — Сходите вниз к нашим людям, к кайгусю, разбудите его! Мы есть хотим, у нас еда кончилась. Кайгуся разбудите, колотушкой его по голове ударьте! А он крепко спит. Они его по голове этой колотушкой ударят, и он просыпается. — Что, — говорит, — опять еда кончилась? Они говорят: — Мы проголодались. Он свой черемуховый посох берет и к краю леса идет. Как станет на дудке играть, так гуси прилетают. Он их черемуховым посохом бьет. Вот как на дудке кайгусь заиграет, вот как заиграет — лебеди садятся, а он их черемуховым посохом убивает((Для кетской традиции характерен запрет убивать лебедей.). Снова как заиграет, подражая птичьим голосам, — утки садятся. Он их тоже бьет. Вот заиграет — гуси садятся, он их убивает, лебеди садятся — он их убивает, утки садятся — он их убивает. Потом он их подбирает, связки делает, наверх относит людям семи чумов, каждому чуму по одной связке. Потом он вниз спускается на опушку леса и ложится спать. Некоторое время он опять спит. Пока он спит, они этих птиц съедят. Кончится их еда, они опять вниз идут, опять колотушкой его по голове бьют. — Кайгусь, проснись, — они ему говорят, — у нас еда кончилась, мы голодные! Они колотушкой его по голове ударяют. Они колотушку берут и по уху его ударяют. Он просыпается. — Чего еще вам надо? — спрашивает. А они говорят: — Пища кончилась, мы есть хотим! Он черемуховый посох берет, к краю леса спускается, начинает на дудке играть. Быстро так играет! Приходят разные звери и его слушают. А он их бьет, связки делает, потом их вверх относит к чумам, каждому чуму долю дает. Сам он потом вниз спускается, у опушки леса спать опять ложится, засыпает; спит дальше. Снизу юраки пришли((Здесь — с севера.), воевать начали, стали людей убивать. А он спит. Люди, было, пытались сражаться с юраками, но те бульшую часть людей убили. Оставшиеся говорят: — Вниз сходите, кайгуся разбудите! Как они его колотушкой ни били — он крепко спит. Они опять пошли воевать. — Как быть с кайгусем? Сколько они наших людей уже перебили, а он не просыпается! Его жена заплакала, плачет и говорит: — Кайгусь, вставай, с низовья юраки… Она плакала, слеза упала ему в ухо. Он и проснулся. — О чем плачешь? — он ее спрашивает. — Не плачь! Почему, — говорит, — ты плачешь? Она молвила: — Юраки с низовья — «люди с лиственничными чумами» их называют — наших людей убивают. Он встал, черемуховый посох взял, туда ушел, черемуховым посохом бить их стал, воевать начал. Он бил их так, что юраки с низовья, с лиственничными чумами, как пэчки на лугу валятся, как трава на лугу валятся, как крапива на лугу валятся, как осока((Букв. «лебединая трава».
4)
Припадок безумия, эксплицирующий богатырский экстаз и предшествующий становлению шамана.
5)
Герой и его люди превращаются в камни; обычно подразумеваются каменистые гряды и кряжи, расположенные за пределами расселения кетов.
Печать/экспорт
QR Code
QR Code Пымель (пымыль) кетов и югов (generated for current page)